Перейти на версию для слабовидящих
Размер шрифта
A A A
Цветовая схема
a
a
a
Изображения
Развернуть панель
Назад к списку

Агротехнологическое образование в Бурятии успешно реализуется в Новоильинском лицее из Заиграевского района 

В конце прошлого года в Чувашии прошел третий Всероссийский съезд учителей сельских школ. Об успешном примере реализации проекта агротехнического образования в сельской местности рассказали учителя Омской области. Между тем в Бурятии в данном направлении высоких результатов в образовательном процессе достигли в Новоильинском агротехническом лицее из Заиграевского района.

Интерес к учебе на селе

На сегодняшний день опыт Омской области является примером успешного сочетания сельскохозяйственного труда и высоких образовательных и научных достижений школьников в сельской местности. Так уже несколько лет в школах Крутинского района Омской области организованы образовательные курсы с углубленным агрономическим уклоном.


 Активное привлечение ребят к сельскохозяйственному производству привело к повышению интереса к получению дальнейших знаний школьников.Так, учащиеся постоянно принимают активное участие в олимпиадах, а сами педагоги проходят повышение квалификации в местных ВУЗах.

Отметим, что в Крутинском лицее есть собственная теплица, сельскохозяйственная техника. А грамотно составленные бизнес-планы помогли лицею из Омской области стать опорной площадкой агрономического образования. В его рамках школьники имеют возможность заниматься не только земледелием, но и сельскохозяйственной наукой. Кроме образовательной и воспитательной функций, проекты, связанные с развитием пришкольных опытных участков, имеют и экономический эффект. За счет сельскохозяйственной деятельности существенно удешевляется стоимость школьного питания в сельских школах.

Опыт, полезный всем

Между тем подобный опыт уже давно используется в некоторых школах Бурятии. Среди них Новоильинский агротехнический лицей. Не секрет, что сельские школы с закрытием колхозов и совхозов как в республике , так и по всей стране, потеряли мощного партнера в осуществлении трудовой практики школьников. В связи с этим многим сельских образовательным учреждениям пришлось самостоятельно решать задачу трудового воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения.

- Сегодня стоит проблема подготовки сельских школьников к будущей жизни, способности ориентироваться в новой экономической обстановке и быть востребованным в обществе. В связи с создавшейся ситуацией были внесены коррективы в образовательный процесс. Ведь сельский школьник нуждается в социальной защите и гарантом этого должна выступить школа, - говорит директор Новоильинского агротехнического лицея Галина Ардаева.

С 1995 года данное образовательное учреждение получило статус агротехнического лицея. С этого времени образовательное учреждение реализует Программу агротехнического обучения, которое реализуется на трех ступенях обучения через введение в программное содержание учебных дисциплин и внеурочной занятости агротехнического компонента.

Ежегодно учащиеся имеют возможность в условиях сотрудничества с Институтом дополнительного профессионального образования и инновацийБГСХА по системе «Школа-Вуз»получать дополнительное профессиональное образование. Введение образовательных дисциплин: «Организация фермерского хозяйства», «Растениеводство», «Животноводство», а также курс «Экономика» позволили вооружить сельских детей знаниями и навыками ведения подсобного хозяйства, реализовать профессиональное обучение и получить специальности «Бухгалтер малого предприятия», «Руководитель фермерского хозяйства».

В поддержку этого направления функционирует и непрерывно совершенствуется учебно-производственный участок, который предназначен не только для прохождения производственной практики, но и выращивания сельскохозяйственной продукции для школьной столовой, что значительно удешевляет себестоимость детского питания. На сегодня в лицее обеспечен 100% охват учащихся горячим питанием, при этом учащиеся начальных классов имеют двухразовое питание – завтрак и обед Учебно-производственный участок выполняет важную социальную функцию, т.к. часть вырученных средств от реализации сельскохозяйственной продукции, идёт на дополнительное и бесплатное питание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Учебно-производственный участок НАТЛ занимает 4,5 га, из них 3 га – производственный отдел, 1,5 га – опытнический участок, который имеет следующие отделы: защищённый грунт (теплицы), овощной отдел, коллекционно-декоративный отдел, полевой отдел (арендованные земли для выращивания картофеля). Имеется два овощехранилища, запасов экологически чистого продукта хватает на весь учебный год, а так же закладывается семенной фонд.

Летняя трудовая практика учащихся 2-10 классов на учебно-производственном участке организована согласно установленному регламенту, обозначенному в Учебном плане и Уставе НАТЛ.Важным дополнением к реализации Программы профессионального обучения является введенная в 1978 году программа подготовки «Водитель АТС категории «В». «С» и «Тракторист-машинист». Ежегодно все обучающиеся по данной программе 100% сдают экзамен по теории и практическому вождению автотранспорта и получают права. Для организации этого направления НАТЛ имеет кабинет автодела, оснащенный современным оборудованием: компьютеры, интерактивная доска, системное и прикладное программное обеспечение, компьютерные тренажеры для обучения навыкам вождения, тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощии т. д. Для организации практики вождения есть три автомобиля, трактор . Также есть школьный автобус для подвоза учащихся.
Вопросы технического обслуживания автотранспорта решаются нами самостоятельно, учитывая деятельность НАТЛ в режиме финансово-хозяйственной самостоятельности.

Также по договору с Республиканским межотраслевым техникумом учащиеся обучаются профессиям: электрогазосварщик, повар, продавец, пользователь ПК, хозяйка усадьбы.

Подготовка по вышеназванным специальностям, получение удостоверения руководителя фермерского хозяйства дает возможность нашим выпускникам организовать свое собственное дело.