Как создать предприятие в России?

Бизнес в России можно вести только после государственной регистрации предприятия. Возможны три варианта: регистрация в качестве юридического лица (организации), в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица.

Организацию можно регистрировать в разной форме. В России наиболее распространена деятельность в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Также распространены акционерные общества (АО). Помимо этого существуют хозяйственные товарищества разного рода, как правило их создают для реализации небольших проектов.

Процедура государственной регистрации предприятий в России очень проста, нужно всего лишь уведомить регистрирующий орган о своем намерении. После чего заявителю должны выдать документ, который подтверждает факт государственной регистрации предприятия.

Как подготовиться к государственной регистрации предприятия

Для регистрации предприятия в любой форме требуется оплатить государственную пошлину:

• 4000 рублей для юридического лица;
• 800 рублей — для индивидуального предпринимателя и фермерского хозяйства.

Чтобы оформить государственную регистрацию российской организации, сначала необходимо создать юридическое лицо. Юридическое лицо создается одним или несколькими учредителями. Учредителем юридического лица по российскому законодательству может быть как российская, так иностранная организация, как российский, так и иностранный гражданин.

В первую очередь необходимы документы о создании юридического лица:

• решение о создании юридического лица (в виде протокола, договора либо другого документа);
• учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (устав, учредительный договор);

В решении о создании юридического лица надо указать величину его уставного капитала, каким образом этот капитал будет внесен, и в какие сроки. Уставный капитал организации можно формировать:

• денежными средствами на расчетный счет в банке;
• любым имуществом, принадлежащим учредителю;
• ценными бумагами;
• имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку.

Минимальный размер уставного капитала по российскому законодательству составляет:

• 10 000 рублей для общества с ограниченной ответственностью (ООО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
• 100 000 рублей для непубличного акционерного общества;
• 1 000 000 рублей — для публичного акционерного общества;

Специальные правила формирования уставного капитала и его размера установлены для:

• организаций, которые осуществляют торговлю алкогольной продукцией в розницу — не менее 10 000 000 рублей;
• банков — не менее 300 000 000 рублей;
• небанковской кредитной организации — не менее 18 000 000 рублей;
• страховых организаций — от 60 000 000 до 480 000 000 (в зависимости от вида страхования).

Для хозяйственных товариществ минимальный размер уставного капитала не установлен.

Как оформить заявление для государственной регистрации предприятия

Заявление на государственную регистрацию организации и индивидуального предпринимателя заполняется по установленной форме. Образцы заявлений размещены на сайте ФНС.

В заявлении на государственную регистрацию организации необходимо указать личные данные всех учредителей. Также в заявлении указывается, что при создании юридического лица были соблюдены все требования российского законодательства и произведена оплата уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов).

В заявлении на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя указываются только личные данные.

Какие документы нужно приложить к заявлению о государственной регистрации

Для регистрации юридического лица помимо заявления необходимо представить в регистрирующий орган в двух экземплярах:

• решение о создании юридического лица;
• учредительные документы юридического лица;
• выписку из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иное доказательство ее статуса, равное по юридической силе (если учредитель — иностранная компания).

Для регистрации индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Чаще всего это паспорт. Иностранец обязан дополнительно представить документ, подтверждающий право находиться на территории Российской Федерации — вид на жительство, разрешение на временное проживание, визу, миграционную карту. Копии этих документов передаются в регистрирующий орган вместе с заявлением.
Также к заявлению о государственной регистрации предприятия прилагается документ об оплате госпошлины.

Следует знать, что регистрирующий орган не имеет права требовать предоставления документов, которые не входят в перечень, установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поскольку государственная регистрация предприятия в России носит уведомительный характер, содержание представленных документов не проверяется на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно-правовым актам. Поэтому учредителю необходимо самому тщательно проверять правильность оформления всех документов на предприятие, иначе в дальнейшем неправильно составленные документы могут осложнить его деятельность.

Как подать заявление на государственную регистрацию предприятия

В России государственной регистрацией предприятий занимаются подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС) — налоговые инспекции. Каждая инспекция обслуживает определенную территорию: получить информацию о налоговой инспекции в нужном районе можно на сайте ФНС. Также заявление можно подать  в многофункциональный центр (МФЦ).

Для регистрации можно выбрать налоговую инспекцию или МФЦ по месту жительства учредителя или по месту расположения офиса, арендованного для предприятия. Если учредитель владеет другой компанией, можно указать адрес ее офиса.
Заявление на государственную регистрацию предприятия можно подать как лично, так и через уполномоченного представителя. Представитель должен иметь нотариально удостоверенную доверенность от заявителя, и, кроме того, подпись на заявлении и некоторые документы тоже должны быть заверены в нотариальном порядке.

После подачи заявления регистрирующий орган выдает расписку с указанием перечня предоставленных документов и даты их получения.

При желании можно направить заявление и документы по почте заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения. При этом расписку о получении заявления на государственную регистрацию должны выслать по почте на указанный заявителем адрес.

ФНС также предлагает оформить государственную регистрацию через Интернет, используя онлайн-сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию» на своем сайте. В этом случае расписка направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Как происходит государственная регистрация предприятия

Срок государственной регистрации предприятия по российскому законодательству занимает не более пяти рабочих дней с даты подачи заявления. Предприятие считается зарегистрированным после того, как сведения о нем внесут в один из государственных реестров:

• Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
• Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Каждое предприятие получает основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который затем используется при оформлении документов.

Государственные реестры содержат основные данные о российских предприятиях: дата регистрации, данные учредителей, адрес, размер уставного капитала (для организаций) и некоторые другие сведения. Эти данные открыты и доступны для всех желающих, туда можно обратиться с запросом и за небольшую плату получить необходимые сведения.

В подтверждение государственной регистрации предприятия заявителю выдают лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП и возвращают экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа.
Кроме того, сообщение о государственной регистрации предприятия публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», электронная версия которого доступна на сайте ФНС.
Отказать в государственной регистрации могут в том случае, если заявитель совершил ошибки в оформлении заявления или документов.